воскресенье, 22 октября 2023 г.

Ричард Лахман. Пассажиры первого класса на тонущем корабле ФРАНЦИЯ

 

    Наполеоновская стратегия имперской экспансии была основана на точном понимании Бонапартом трех моментов:

(1) слабого военного и экономического положения Франции за пределами Европы,

(2) зависимости Британии от континентальных европейских рынков, которые можно было ослабить при помощи установления континентальной блокады, и

(3) способности Франции самостоятельно финансировать свои войны, грабя территории, которые она завоёвывала (подобная политика предвосхищала ситуационное финансирование войны нацистами и воспроизводила отношения Британии со своей империей).

После 1789 года у Франции было три преимущества над Британией. Во-первых, Франция могла выставить беспрецедентно большую армию, поскольку она создала институт массового призыва.

Долговой дефолт революционного правительства в 1797 году перекрыл возможность делать займы вплоть до окончательного поражения Наполеона, хотя ему удалось возродить налоговые откупы. Кроме того, Наполеон ограничивал хождение бумажных денег, пресекая ещё один косвенный путь к финансовому дефициту. Вместо этого Наполеон полагался на контрибуции и чрезвычайные налоги, которые он налагал на завоёванные земли. Эти доходы «покрывали треть бюджетных расходов Франции, помимо обеспечения армии за границей». К тому же Франция задействовала в своих армиях жителей завоёванных земель, ещё больше наращивая людское преимущество над противниками.

Фискальная стратегия Наполеона гарантировала, что его военачальники и администраторы будут сохранять лояльность правительству метрополии и лично Бонапарту. Хотя его империя продержалась слишком мало для того, чтобы предсказывать дальнейшее развитие событий в долгосрочной перспективе в условиях так и не воплотившихся в жизнь непредвиденных обстоятельств, следует отметить, что французские оккупационные силы и администраторы не формировали связи с местными элитами. Преимуществом этого было предотвращение конфликтов между элитами метрополии и (европейских) колоний, а фактически и предотвращение самого формирования этих отдельных элит. Недостаток же заключался в том, что ни у одной из местных элит в оккупированных странах не появлялся интерес к сотрудничеству с французскими администраторами.

    задолго до того, как Наполеон вступил в европейскую игру и потерпел в ней поражение, различные глобальные стратегии выстраивания гегемонии для Франции были исключены в силу самой природы французского государства и исходных уступок аристократическим и финансовым элитам, которые вкладывались в первые колонии в Карибском бассейне и Африке.

Наполеоновская Франция принципиально отличалась от Испании и французского Старого порядка в том, что революция смела многие прежние элиты: это позволило новой государственной элите консолидироваться и объединиться — тем самым она могла осуществлять завоевания и получать от них выгоды без необходимости делиться ресурсами с автономными колониальными элитами и принимать совместные с ними решения. Как было отмечено в главе 1, именно благодаря этому наполеоновская и нацистская империи отличались от всех прочих — древних и модерных, формальных и неформальных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий