пятница, 27 апреля 2018 г.

Комментарий к Мацкевичу

Ю́зеф Мацке́вич (польск. Józef Mackiewicz, 1 апреля 1902, Санкт-Петербург — 31 января 1985, Мюнхен) — польский писатель и публицист, участник польской комиссии в Катыни и автор исследований о катынском расстреле. 

Юзеф Мацкевич  считается одним из крупнейших польских писателей 20 века. Впрочем в это время идеологические и политические  влияния на жизнь  человека и литературу были столь сильны, что, подобно черной дыре, искажающей все гравитационные поля, искажали истинную ценность того или иного автора и его работ.
Одним из ключевых моментов в биографии Мацкевича было участие в эксгумации в Катыни в 1943г, куда его пригласило министерство пропаганды Геббельса. Что характеризует классика наилучшим образом (кавычки по вкусу).

"Что вам не нравится? — спросила меня шепотом молодая чешка, когда я неловко заскрипел стулом.
— Не верю в "хороший коммунизм". Я родился пессимистом.
— Должно быть, давно.
Я почувствовал себя задетым...
 ...Как в гитлеровские времена, — пошутил мой русский знакомый. — Одна красная эмиграция. Белой не пригласили."
Что ж, по диалогам  видно завсегдатаев таких тусовок, еще на Геббельса с Розенбергом обижались, что не приглашают. А искреннее желание поучаствовать видно было.
.
В  дальнейшем Мацкевичу долго пришлось отмываться от этой истории, возможно отсюда его бурный антикоммунизм. Его аргументация до сих повторяется на все лады, поэтому ознакомиться с ней поучительно.

Основной тезис: коммунизм и нацизм близнецы, но коммунизм хуже. Логика уже хромает.
Автор всю жизнь призывал не просто к противостоянию СССР, но даже к его уничтожению военным путем. Мотивировал он это помимо безусловного вреда от коммунизма, тем, что коммунизм никто не будет защищать и тем, что он не может эволюционировать и нереформируем. Вряд ли что либо лучше говорит о неадекватности классика.  Он правда не дожил до крушения коммунистических режимов, но итоги войны были для него наглядно доступны.
 Война была объективным испытанием и дело не только в Гитлере, с его заблуждениями и перегибами в национальном и расовом вопросах. Далеко не все. кто воевал, прошли через плен и оккупацию, чтобы составить представление о нацизме, и далеко не все, кто прошел их, отвернулись от немцев.
 Обижаться по поводу нелюбви нацистов к "старым" антикоммунистам нечего.
Гитлер вовсе не имел намерений восстанавливать ни польскую, ни русскую, ни украинскую, ни литовскую государственность. Отсюда политика ограничения белой эмиграции.
Фашизм возник как отрицание коммунизма, а его "революционность", происходила из сознания, что старые, традиционные формы не могут сопротивляться коммунизму. И это  правда, которую Мацкевич упорно отрицает.

Поэтому Гитлер аристократов недолюбливал. Конечно не так как евреев. Но они не были его врагами (сравните отношение Ленина, выходца из дворян, к "своим")
Они лишь были "неэффективными менеджерами", не могли бороться с коммунизмом (пан Мацкевич был конечно другого мнения о своих политических талантах)
 Нацизм возник как ответ на коммунизм, это верно, но все в жизни возникает по какой-то причине и не избавляет от ответственности.

Коммунизм из чего то нового и необычного, стал привычным, т.е. "доказал свою жизнеспособность". Автор 70  лет пытался доказать, что коммунизм случайность, Ленина не повесили, Сталина не завоевали, а это уже не случайность.
Объявлять же карантин и проводить санитарную операцию против коммунизма и России (именно так, потому мало кто может подняться до моральных высот, достигнутых паном Мацкевичем: "Я считаю себя единственным антинацистом среди поляков, потому что остальные — только германофобы... Единственным антикоммунистом, потому что остальные — только русофобы...") это и есть то, что хотел сделать Гитлер. Понятно почему пан Мацкевич сотрудничал с немцами- идейно близки!

К счастью, мы не саранча, это Гитлер утверждал, что Россия не производит ничего кроме микробов. Даже для поляков такой подход показался бы оскорбительным (они бы при жизни автора тоже попали бы под раздачу).
Саранчу можно уничтожать без моральных сомнений, людей даже больных, нет, если автор претендует на причастность к  морали и правам человека. Это все продолжение гуманитарного геноцида, суть которого еще во время Великой французской революции сформулировал какой-то добрый гражданин, требуя уничтожить всех реакционных вандейцев во имя человечности.
А количество жертв антикоммунизма сопоставимо с жертвами коммунизма, это как посчитать, был бы грант.

Довольно показательны пассажи о советских эмигрантах, в частности о Солженицыне. Помимо нескрываемой зависти к потоку материальных благ пролившимся на конкурента (и действительно, Солженицын не открыл ничего нового, чтобы раньше не писали про репрессии, в частности тот же Мацкевич), автор наглядно показывает чисто пропагандистский механизм водружения на пъедестал этой фигуры. С Солженицыным 20 лет носились как с писаной торбой, а как рухнул СССР, так оказался никому ни нужен ни там, ни тут. Вспоминали только под выборы ("А классик - с нами!").

Комментариев нет:

Отправить комментарий