[ Доместикация ]
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27149326
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ГАПАНОВИЧ С.О.1,2
1 Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена
2 Институт Эволюционной Физиологии и Биохимии им. И.М.Сеченова РАН
Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Номер: 2 (18) Год: 2016
Страницы: 20-23
УДК: 17.023.36+572.02+572.026
источником самых серьезных проблем оказался именно социоадаптогенез, точнее, попытки человеческого организма приспособиться к жизни в измененной самими же людьми окружающей среде. Условия этой «экологической ниши» совсем не такие, к каким приспосабливался человеческий организм в течение своей эволюции. Гоминизация повлекла за собой создание и развитие искусственной социально-экологической среды, ставшей как бы сферой собственного «одомашнивания» животных предков человека. Эта среда по мере своего развития прогрессировала в многообразии форм улучшения качества жизни от примитивных орудий и жилищ до современного производственного и бытового комфорта
В качестве «оборотной стороны медали» обычно рассматривался рост социально-психологической напряженности вследствие увеличения плотности проживания в пространстве человеческих поселений.
Но, как выяснилось, этим проблемы отнюдь не исчерпываются.
Одомашнивание (доместикация) – ключевое понятие, подразумевающее приспособление к условиям «искусственной социально-экологической среды» -идет ли речь о животных предках человека или о целенаправленном выведении самим человеком полезных для него пород животных и растений
археологические и этнографические данные по всему миру свидетельствуют о том, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству приводил к увеличению трудовых затрат, уменьшению роста взрослых людей, ухудшению качества питания и увеличению числа заболеваний. Некоторые генотипы, прекрасно служившие людям, пока они были охотниками-собирателями, служат весьма посредственно гражданам так называемого «первого
мира», которые свое пропитание находят только в супермаркетах. Особенно это относится к метаболически экономичным генотипам, которые в современных условиях оказываются предрасположенными к диабету 2-го типа; к солесберегающим генотипам, в современных условиях предрасполагающих к гипертонии, и другим генотипам, предрасполагающим к другим видам сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений жирового обмена веществ. Народы, которые в своем прошлом вели спартанский образ жизни, подвергшись вестернизации («кока-колонизации» и т.д. ), стали жертвами этих заболеваний, присущих западному образу жизни.
Более низкая частота заболеваний диабетом 2-го типа у европейцев, чем у неевропейцев с сопоставимыми диетой и образом жизни, позволяет заключить, что естественный отбор уже сократил уровень встречаемости таких генотипов в предыдущие века, когда «западный» образ жизни еще только развивался в Европе
Одомашнивание было наиболее важной из причин, вызывавших изменения частоты генов у
человека в последние тысячелетия. Механизм изменений заключался в распространении
человеческих генов с сельскохозяйственной прародины и был связан, во-первых, с эволюцией генетических факторов сопротивляемости (в том числе I, II, III-й групп крови) новым инфекционным эпидемическим заболеваниям. Во-вторых, в эволюционном сохранении лактазы у взрослых в потребляющих молоко популяциях Северной Европы и некоторых частях Африки. В-третьих, в эволюции аллозимов метаболизма алкоголя, позволившей потреблять в больших количествах имеющее высокую калорийность пиво в западной Евразии; а также в эволюции адаптаций для диеты со значительно измененным содержанием углеводов, жиров, содержанием соли, волокон, кальция и т. п. по сравнению с диетой охотников-собирателей.
В естественных популяциях животных и растений возникающие под влиянием мутагенных
факторов отрицательные мутации, понижающие жизнеспособность, быстро удаляются в процессе естественного отбора. При отсутствии (снижении интенсивности) естественного отбора в популяциях человека мутации, незначительно понижающие жизнеспособность, должны не удаляться, а накапливаться. Накопление такого генетического груза в популяциях человека было постулировано еще в 30-е годы прошлого века Дж. Холдейном, но до сих пор эта тема не привлекала особенного внимания. В настоящее время есть все основания полагать, что резервы человеческого организма переносить антропогенное (во многом эволюционно незнакомое) загрязнение исчерпаны, и в популяциях человека уже начался рост генетического груза. Есть много данных по локальному росту частоты хромосомных аберраций в популяциях человека при химическом и радиационном загрязнении среды обитания. Снижение среднего числа сперматозоидов при измерении репродукционных показателей у мужского населения за последние десятилетия достоверно установлено для многих стран (в США снижается на 1 % в год, в Западной Европе – на 2,5 % в год), рост числа новорожденных с врождёнными пороками развития (ВПР), рост числа погибших от числа зарегистрированных беременностей и т. п. . Общая динамика подобных показателей за последнее столетие, совпадающая с ростом загрязнения среды, позволяет предполагать реальность существенного увеличения генетического (популяционного) груза человека.
Косвенными доказательствами этого служит и общий рост числа онкологических заболеваний, и психических отклонений в человеческих популяциях. Наглядными свидетельствами роста популяционного груза под влиянием загрязнения среды могут служить также данные по тотальному ухудшению здоровья на более загрязнённых территориях по сравнению с менее загрязнёнными соседними (при сходстве социально-экономического и физико-географического окружения).
Свой вклад в развитие популяционных процессов вносит и медицина — причем совсем не тот,
которого, казалось бы, можно было ожидать. Ярким примером может служить достаточно широкое распространение в современной медицинской практике вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ): экстракорпорального оплодотворения, «ин витро» фертилизации и ряда других. В отдельных случаях их применение, безусловно, является проявлением гуманизма. Но в целом, позволяя производить потомство людям, которые по объективным показателям собственного здоровья этого сделать не могут, ВРТ запускают естественный отбор в обратном направлении.
Вопрос о том, можно ли с христианских, гуманистических или каких-то других позиций вмешаться в проведение политики "трансчеловечества", остается риторическим.
Обсуждение проектов типа «Google babies», когда дети "проектируются" в Америке, их наемное вынашивание происходит в Индии, а затем планируется их продажа и доставка покупателям, навязывает обществу нигилистическую идеологию, низводящую человека до уровня товара в царстве свободной торговли. Те, кто принимает законы, разрешающие применение вспомогательных репродуктивных технологий и суррогатного материнства в случае однополых
«супружеских» пар во имя якобы «равенства», цинично перешагивают не только через здравый смысл, но и через инстинкт самосохранения. Люди и их дети становятся, таким образом, не более, чем продуктом, используемым другими - и все это под лозунгами прогресса и эгалитаризма
С эволюционной точки зрения возникновение морали и/или религии способствовало выживанию человека, как биологического вида, даже если соотносить религию, а также различные виды искусства, связанные с ощущением и индивидуальным переживанием красоты и гармонии, с представлениями о «вирусах мозга» или «побочных продуктах» эволюции поведения. При всем разнообразии мнений по этому поводу практически все авторы соглашаются с тем, что нравственность и религиозность могли появиться в ходе эволюции и
сохраниться лишь потому, что являлись полезными адаптациями. Религиозность могла развиться как адаптация, способствующая сплоченности коллективов . Альтруизм, забота о ближнем – это полезные адаптации, сформированные групповым отбором . Но «религия также стала причиной множества излишних страданий и бед в тех случаях, когда ее каноны исполняли чересчур ретиво» . Здесь и кроется ловушка – с позиций эволюции поведения
современная идеология, занимая место традиционной религии, апеллирует к биологическим основам поведения человека. При этом «наша общественная природа требует выполнения сложных групповых ритуалов и участия в них… некоторые учения более изнурительны и оглупляющи, чем другие, и могут завести человеческое сообщество в жесткие поведенческие рамки, которые помешают его качественному развитию» . Политика, спекулирующая на эмоциях (эмпатии, сочувствии, сострадании), заложенных в глубины биологических основ поведения людей, маскирующаяся идеологией квазиэгалитаризма в ее современном гипертрофированном виде, выполняет дезадаптивную роль.
Американский автор нашумевшей книги Р. Ферле указывает на существование скрытого конфликта между эгалитаризмом и природой человека, как группового животного. Люди испытывают эмпатию лишь потому, что являются групповыми животными.
Мораль уменьшает раздоры и сохраняет устойчивость группы, поощряя индивидов внутри группы отодвигать в сторону свои генетические интересы в пользу других членов группы. По мнению автора, сегодня альтруизм жителей США и стран Западной Европы направлен на представителей любой другой группы, кроме своей собственной (в качестве примера «представителей других групп» он приводит «инвалидов и не владеющих английским языком иммигрантов»). По мнению Р. Ферле, вдобавок к конфликту с природой человека, основанная на эгалитаризме мораль несовместима с биологическим выживанием и «ведет войну с биологией», «...любая идеология, подобно эгалитаризму враждующая с реальностью, неизбежно потерпит крах; единственный вопрос в том, сколько она до этого причинит вреда» . Разумеется, «Ферле... не является специалистом ни в антропологии, ни в археологии, ни в генетике» , его рассуждения заслуживают серьезной критики, но его подход отражает позицию человека, доведенного до полного отчаяния проводимой в современном обществе политикой.
Противоположное мнение по поводу эгалитаризма можно найти, в частности, у М. Бутовской : «Ориентация на эгалитарность взаимоотношений между полами в современных условиях является адаптивной стратегией и объяснима с позиций эволюционной теории. Тенденции к равноправию женщин в экономической, политической и семейной сферах … лишь отражает закономерные адаптивные изменения во взаимоотношениях между полами…
Мультикультурализм, как стратегия – если речь идет о сохранении этнокультурного разнообразия – может быть безусловно положительной адаптацией, но если речь идет о целенаправленном навязывании людям одной культуры обычаев и традиций другой культуры (причем под лозунгами квазиэгалитаризма), то очевидно отрицательно
Комментариев нет:
Отправить комментарий