Ханна Арендт. Скрытая традиция
Истина в Просвещении пропадает, более
того: она уже не нужна. Важнее истины человек,
который ее ищет. «Не истина, коей обладает
некий человек... а искренние усилия, которые
он приложил, чтобы понять эту истину, определяют
ценность человека». Человек важнее истины,
которая становится относительной из-за
«ценности человека». Это человеческое
открывается в толерантности. Всемерное
господство разума — это всемерное господство
человеческого, гуманного. Поскольку
это человеческое важнее, чем все «обладание
истиной», отец в притче о трех кольцах
дает каждому сыну по кольцу, не говоря,
какое из них подлинное, и подлинное кольцо
тем самым пропадает
Случайность истории может быть задним
числом облагорожена разумом; задним
числом разум решает, что история, выявленная
в откровении, идентична со здравым смыслом.
История, выявленная в откровении, действует
как воспитательница рода человеческого.
В конце этого воспитания, которое мы переживаем
как историю, стоит время «нового вечного
Евангелия», которое делает ненужным
всякое воспитание. В конце истории стоит
ее прекращение; в конце все, что еще было
относительно случайным, превращается
в абсолютно необходимое. «Воспитание
не дает человеку ничего, что он не мог бы
иметь и из самого себя»; оно лишь ведет
его к тому совершенству, которое, собственно,
уже в нем заложено. История развивает
разум до его самостоятельности, потому
что откровение уже заключает в себе рассудок.
Совершеннолетие человека — цель божественного
откровения, равно как и человеческой
истории
этому служит утверждаемая в Просвещении
абсолютная автономия разума. «Самостоятельно
мыслящие умы, — говорит Лессинг, — бывало,
охватывали взором всю ниву учености
и умели отыскать на этой ниве любую тропинку,
если только ступить на нее заслуживало
труда». Эта способность к самостоятельному
мышлению лежит у Мендельсона в основе
идеала образования; истинное образование
питается не из истории и ее фактов, а именно
их делает лишними. Преобладающим является
авторитет разума, к которому каждый может
прийти в одиночку и сам по себе. Мыслящий
человек живет в абсолютной изоляции:
независимо от всех остальных он находит
истину, которая вообще-то должна быть
общей для всех. ..По Мендельсону, знание
истории еще не обязательно для образования;
история только предлагает пищу для размышлений
Параллельно к пониманию власти истории
над разумом стоит полемика против равенства
всех людей. Чем глубже жизнь вовлечена
в историю, тем сильнее она дифференцируется.
Различие развивается из первоначального
равенства. Чем старше народ, тем больше
он отличается от любого другого. Последовательность
событий уже вызывает различие людей
и народов. Разница заключается не в задатках,
не в способностях, не в характере, она есть
скорее неотменяемость всего содеянного
человеком, всего, что относится к прошлому,
которое никуда не денешь
От евреев ожидается понимание их собственной
исторической ситуации. Ожидание, исполнить
которое им трудно, поскольку их существование
в нееврейском мире полностью зависит
от аргументации Просвещения — по преимуществу
внеисторической. В борьбе за свою эмансипацию
они вынуждены постоянно стремиться сделать
«salti mortali», претендовать на присоединение одним
махом; они не могут положиться на то, что
«делается естественно», на «постепенное»
развитие, поскольку не имеют в чужом мире
того определенного места, с которого
могло бы начаться определенное развитие
сей крохотный замысел — реализовать
человеческие права — именно в силу своей
важности наиболее велик и наиболее труден
для человека. Жить человеком среди людей
можно только внутри народа — если не хочешь
умереть «от измождения». И только народ
— сообща с другими народами — может внести
свой вклад в учреждение человеческого
мира, созданного нами сообща на населенной
нами всеми земле и подконтрольного нам
Свобода парии бессмысленна, потому
что лишена намерения, потому что в ней
не предусмотрена воля человека устроить
что-то в этом мире, по крайней мере собственную
жизнь
На языке нашей скрытой традиции это
означает, что ни земля, ни небо не спасут
от истребления и что тебя могут прогнать
с улиц и площадей, которые некогда были
открыты для всех
идея человеческой общности, из которой
нельзя исключить ни один народ и внутри
которой ни за кем нельзя признать монополии
на порок, является единственной гарантией
того, что какие-нибудь «высшие расы» не
уверуют в свою обязанность следовать
естественному закону «права сильного»
и истреблять «низшие нежизнеспособные
расы» — пока в конце концов на исходе «империалистической
эпохи» мы не окажемся на пути, где нацисты
будут выглядеть сущими дилетантами-школярами.
Проводить неимпериалистическую политику,
сохранять нерасовые убеждения с каждым
днем становится все труднее, потому что
с каждым днем все яснее, сколь тяжкое бремя
для человека — человеческое единство
Комментариев нет:
Отправить комментарий