четверг, 2 января 2014 г.

Алексей Толстой ВЛАСТЬ ТРЕХДЮЙМОВЫХ

Алексей Толстой
ВЛАСТЬ ТРЕХДЮЙМОВЫХ
 развернешь поутру газетный лист, а в нем вместо
статей, телеграмм, всего прочего текста, - одна жирная надпись: Все конче­но! И три восклицательных знака.
Если вы кадет, человек, усвоивший программу особого класса, не сущест­
вующего нигде, кажется, кроме России, - класса собственников отвлеченных
орудий производства, т.е. своих собственных голов, одетых, к несчастью для
них, в каракулевые шапки, - то вы только похлопаете меня по плечу, сказав
добродушно: «Поди, посмеши кого-нибудь другого, нам не до смеху».

НА КОСТРЕ
Я слишком близок к современным событиям, и душа моя слишком изму­
чена, но все же осмеливаюсь утверждать, что первого марта 1917 года у нас
произошла не революция, а военный и голодный бунт, как реакция на трех­
летнюю войну.
Со всей видимостью классической революции протекали события;
власть переходила постепенно все к более крайним партиям, от большинст­
ва к меньшинству; были восстания предместий, свержения военной силой
министерств, заговоры военные и заговоры крайних левых, грабежи и под­
жоги дворянских владений; исчезли собственные экипажи, роскошь, съест­
ные продукты, страна наводнилась ассигнациями, появился, наконец, новый
Марат, журналист по профессии, начетчик по происхождению3, и, может
быть, завтра он потребует 200 тысяч голов, было все до мелочей, как пола­
гается быть, и все же это не революция, а реакция на непосильную войну, не
революция, потому что нация во всей своей массе осталась нема и бесстрас­
тна, не подняла сонных век, не выразила иной воли, кроме желания скорого
мира и сытого покоя.
Мы, как раб лукавый, закопали талант свой в землю8, и какой талант!
И терпим возмездие за грех, за лень и совсем невысокое благодушие.
Мы называли - вспомните - добро - пережитком, честность - пресной,
благородство - романтизмом. Мы много смеялись над тем, что достой­
но стыда и отчаяния. Мы обладали всеми пороками, и наш гений слиш­
ком часто сходит в подполье, в банную сырость для задушевной беседы
с чертом9.
Мы были очень довольны своей внутренней свободой, духовным коче­
вьем. Благо, если бы мы были птицы! Но с нас спросится много, и спроси­
лось.
Сейчас мы должны отвечать. Судья - весь мир. С закрученными назад
руками, потупив глаза, ответим за наше воровство.

ЛЕВИАФАН1
Часто приходится слышать: «Если бы не наша революция, то централь­
ные державы были бы разбиты год тому назад. Если бы не этот рохля Керен­
ский, - в июле свернули бы шею большевикам2, ввели порядок в армию и
война была бы окончена к прошлому Рождеству».
На этих «бы» и «кабы», в сослагательном наклонении, строится истори­
ческий взгляд на события у многих и многих даже серьезных людей. И от
«бы» и «кабы» у них опускаются руки: «Да, батенька мой, опозорились мы,
как никто».
А вот, тоже: «Если бы Блюхер не подоспел, то Ватерлоо было бы выиг­
рано Наполеоном и тогда...»3, «А если бы Юлий Цезарь побоялся перейти
Рубикон, то...»4 и т.д.
Можно написать очень интересную книгу: «Всемирная история с точки
зрения “бы” и “кабы”», - но вряд ли она сослужила бы иную пользу, кроме
развития у читателей сильнейшей неврастении.
Левиафан - как всем известно - прожорливое, грузное, свирепое сущест­
во. Воспитывают его боги целыми столетиями, для обуздания насылают вой­
ны, чуму, революцию и пр. От этих встрясок он становится зрячим, организо­
ванным и прекрасным и начинает ревновать к богам. Такова легенда.
Левиафан России, триста лет сидевший на цепях, был страшен. Выпу­
щенный на свободу, он не сразу осознал, что это - свобода, и продолжал ле­
жать неподвижно. А когда почувствовал голод и стал поворачиваться - тыся­
чи просветительных секций в паническом страхе начали бросать ему в брюхо
газеты, листки, брошюры, брошюрки, книги: «Левиафан, Левиафан, помни
права человека». Но он не умел читать и хотел пищи и пищеварения.
Помню лето 1917 года в Москве. Знойные, покрытые мусором улицы.
Неряшливые любопытствующие - «Где, что говорят?», «Где, что прода­
ют?» - толпы людей. Митинги - сборища лентяев, зевак, обывателей, тоску­
ющих по неизвестному будущему, и над задранными головами - «оратель»
с надутыми жилами. И у магазинов длинные очереди ленивых солдат за та­
баком и мануфактурой. Помню чувство медленного отвращения, понемно­
гу проникавшее в меня. Ведь это - заря свободы. Это народ, призванный к
власти. Помню чувство бессильного отчаяния, когда приходили дурные вес­
ти с фронта. Помню, как в дыму запылавших усадеб и деревень почудился
страшный призрак: раскосое, ухмыляющееся лицо Змея Тугарина, вдохнови­
теля черного передела5.
Было ясно, - не хотелось только верить, - в России не революция, а - ле­
нивый бунт. Ничто не изменилось в своих сущностях, качественно осталось
тем же, сломался только, рассыпался государственный аппарат, но все тысячи
колес валялись такие же - ржавые, непригодные.
Было чувство гибели, стыда, отчаяния. И все это поливалось сверху по­
токами слов, ливнями трескучих фраз, проскакивающих через сознание без
следа. Над Москвой трепался воткнутый бронзовому Пушкину в руку крас­
ный лоскут.
Такой Россия не могла жить. Она была ни великой, ни просто государ­
ством, а - табором, хаосом.
Левиафан расправил члены и пополз искать пищи, наслаждаться пищева­
рением. Кто мог его остановить?
Возвращаясь к сослагательной форме, я бы сказал: разве не страшно,
если бы Россия осталась после мартовского переворота удовлетворенной?
Разве сонный, незрячий народ мог быть великим, работать плечо о плечо со старшими братьями?

НЕТ!
Когда читаешь в левых французских газетах, как настойчиво и упрямо
стараются они найти в советской российской республике некоторые досто­
инства, и даже не достоинства, а хотя бы признаки чего-либо человеческого,
и эти признаки отмечают и ими восторгаются, и затем делают жест, полный
негодования, в сторону Колчака и Деникина, как темной силы1 , намереваю­
щейся уничтожить эти, с таким трудом найденные, человеческие признаки,
то невольно приходит в голову, что здесь, на Западе, действительно не знают,
что такое большевизм и русские большевики.
О большевиках писали много, рассказывали об их зверствах, расстрелах,
терроре, о днях бедноты, когда каждый (рабочий, бедняк или вор) мог войти в
любой дом и взять все, что ему понравилось, описывали их тюрьмы, разоре­
ние крестьянства и ужасы вторжения в Крым китайских войск, когда красные
разыскивали офицеров2, убивали детей головой о стену и т.д., и т.д.
До конца дней моих не забуду разговора, прошлой весною в Москве, с
одним видным большевиком из Центрального Комитета.
«...Вы говорите, что все население России страдает? Верно. Но мы ниче­
го поделать не можем, - в наши планы не входит счастье этих Иванов и Пет­
ров. Вы говорите, что все население против нас. Тоже верно, за небольшим
исключением, - но в это исключение входит 75% профессиональных воров,
убийц и любителей легкой жизни. Но мы не должны руководствоваться сан­
тиментальным принципом: правительство для народа. Если нас не хотят, -
мы заставим их захотеть нас. Те же, кто не покорятся, так или иначе погибнут.
Надо понять, что мы не правительство и не власть, - это лишь наши необхо­
димые функции. Мы производим опыт над страной, к сожалению, слишком
мало и дурно приспособленной для этого. Но мы надеемся, года через два,
через три, перенести нашу работу в более культурные страны».
Я знаю, - потому что видел и пережил это, - что большевики, не заду­
мавшись ни на секунду, согласились бы во имя какой-нибудь третьей или
четвертой главы, или даже, на плохой конец, примечания, в будущем томе
«Великой Истории Коммунистического Движения» уничтожить все населе­
ние России. Такое происшествие было бы отмечено ими как печальный и в
будущем маложелательный случай в общем ходе революции, на спасение и
углубление которой они такими лисьими голосами призывают европейский
пролетариат.

ТОРЖЕСТВУЮЩЕЕ ИСКУССТВО
Да здравствует самоопределение народов! Но донских казаков мы выре­
жем, малороссов, Литву, финнов, эстов, поляков, всю Сибирь, армян, грузин
и пр. и пр. вырезать, потому что они самоопределяются, не признавая власти
Советов.
Это «но» - роковое и необычайно характерное. Большевики не знают со­
держательного «да» или сокрушающего и в своем сокрушении творческого
«нет» первой французской революции. У них - чисто иезуитское, инквизитор­
ское уклонение - «но», сумасшедшая поправка. Словно - один глаз открыт,
другой закрыт, смотришь на лицо - оно повертывается затылком, видишь -
человеческая фигура, а на самом деле кровавый призрак, весь дрожащий от
мерзости и вожделения.
Точно так же и с искусством получилось у них «но».
искусству дан декрет - быть хотя и свободным, но определен­
ным, тем, а не иным. И сейчас же, разумеется, нашлись люди, с восторгом
принявшие на себя эту миссию, - это были футуристы.
Они появились в России года за два до войны как зловещие вестники на­
висающей катастрофы. Они ходили по улицам в полосатых кофтах и с разри­
сованными лицами; веселились, когда их ругали, и наслаждались, когда обы­
ватели приходили в ужас от их стишков, написанных одними звуками (слова,
а тем более смысл, они отрицали), от их «беспредметных» картин, изобра­
жавших пятна, буквы, крючки, с вклеенными кусками обой и газет. Одно вре­
мя они помещали в полотна деревянные ложки, подошвы, трубки и пр.
Это были прожорливые молодые люди, с великолепными желудками и
крепкими челюстями. Один из них - «учитель жизни» - для доказательства
своей мужской силы всенародно ломал на голове доски1 и в особых прокла­
мациях призывал девушек отрешиться от предрассудков, предлагая им свои
услуги. (Год тому назад я его видел в Москве, он был в шелковой блузе, в зо­
лотых браслетах, в серьгах и с волосами, обсыпанными серебряной пудрой.)
Над футуристами тогда смеялись. Напрасно. Они сознательно делали
свое дело - анархии и разложения. Они шли в передовой цепи большевизма,
были их разведчиками и партизанами.
Большевики это поняли (быть может, знали) и сейчас же призвали их к
власти. Футуризм был объявлен искусством пролетарским
Так в московскую школу живописи прошли футуристы. Некоторых
из них я хорошо знаю, - они взялись за беспредметное творчество только по­
тому, что не умели рисовать предметов. Союзу художников-футуристов были
отпущены многомиллионные суммы бесконтрольно для скупки и коллекцио-
нированья соответствующих произведений. Отпущены были также суммы на
особое учреждение, где футуристы-поэты пропагандировали новое искусст­
во. Это было кафе, выкрашенное внутри в черную краску, с красными зигза­
гами и жуткими изображениями. Там, на эстраде, поэты-футуристы и учите­
ля жизни, окруженные девицами, бледными от кокаина, распевали хором:
Ешь ананасы, рябчика жуй, -
День твой последний приходит, буржуй2.
Комиссар по народному образованию - Луначарский - был постоянным
посетителем этого кафе.
Футуристам поручили устройство республиканских праздников3. И вот, к
торжественному дню дома сверху донизу завешиваются кумачом (причем в
продаже никакой материи нет, и беднота и буржуи ходят ободранные), трава
и листва деревьев обрызгиваются в голубой цвет, и повсюду расставляются
картоны с такими рисунками, что простой народ крестится со страху. Затем
футуристам же предлагают поставить что-то около 150 памятников4, - денег
на революцию не жалеют.
Так вот, советское правительство объявляет расцвет русского искусства.
Есть чем козырнуть перед Европой. В 1914 году на дело искусства тратилось
правительством 100 тысяч рублей, в 1919 году 100 миллионов. Отсюда крайне
левая пресса делает соответствующий вывод. Европа поражена. А в Петер­
бурге за этот год 18 членов Академии наук умерло от голода и истощения.

ДИАЛОГИ
Первое уравнение людей произошло за время европейской войны, там-
то и родилась в удобопонятной форме эта идея. От главнокомандующего до
последнего сопляка, Михрютки обозного, который, чуть что, - со страху ре­
жет постромки и удирает, куда глаза глядят, у всех оказались одни и те же
кишки, - когда рванет по животу осколком, - кишки эти вываливаются. За­
тем, война создала тактику будущей революции во имя равенства, - то есть -
грабеж.
не о себе говорю, о Михрютке. Он сейчас
главный человек. И он это отлично понимает. В прошлом году несколько та­
ких Михрюток из архиерея суп сварили и попов заставили этот суп кушать.
 Каин во имя Господа Бога убил, в том-то и сила.
Брат его был как птица - чист и светел; срезал горсть колосьев и сжег, вот и
вся его жертва - райский мальчик. А Каин верил в Бога всеми кишками, от
всего своего человеческого, с яростью и злобой. И брата убил в ненависти и к
брату, и к Богу. Убил и убежал, и сошел с ума. И от Каина пошло все челове­
чество, - Авель-то умер отроком. С того мига, когда Каин размахнулся дубин­
кой, - определилась судьба человечества: вечно бежать от самого себя, вечно
сходить с ума и верить неистово. Проследите, - повторяется всегда одно и
то же: - едва только на земле наступает мир и безмятежность, - довольство,
птичья жизнь, - как в человеке пробуждается Каин - ненависть и озверение.
И кончается всегда это каиновой жертвой - революцией. А за революцией -
раскаяние (расшифруйте корень этого слова), - и обезумевший от стыда и
горя Каин падает на землю, хватает невидимые стопы... Проклятие Каина в
неверном пути к Богу: к совершенству через грех...
в России идет лишь предварительная подготовка. Большевики,
в конце концов, те же Маниловы, - мечтают о мавзолеях, а мужик их морит
голодом... Их дни сочтены, само имя большевиков скоро сотрется в памяти...
А вот те, кто придут после них, это будут серьезные люди, не мечтатели.
Первым делом они объявят всеобщее и окончательное равенство. А так как
Михрютки в слова больше не верят, то они разыщут где-нибудь в водосточ­
ной трубе прогнившего насквозь последнего человечишку, в гноище, в язвах,
и посадят эту мокрицу гнусную на трон, и по нему сделают всеобщее равне­
ние. Это будет такой восторг, равного какому не было никогда. Землю зажгут
с четырех концов, сделают ровно. Никаких пролеткультов1 и Шаляпиных,
ничего этого не допустят. Большие города взорвут, чтобы не было соблазна.
И вот когда равенство всех на земле осуществится, тогда начнут строить.
-Что?
- Бараки. Одного типа по всей земле.
- С ванными и ватерклозетами?
- Конечно. Вы чего улыбаетесь?
- Нет, я о другом, - сказал маленький, бросая окурок сигары в огонь, - я
хотел спросить, - кто же будет во главе этой революции?
- Вооруженный пролетариат.
- Значит, высший привилегированный класс все-таки?
- Только на время революции. Диктаторская власть должна быть в руках
небольшого и сплоченного класса.
- А потом, когда кончится революция, куда вы его денете?
- Пролетариат вернется к станкам.
- Назад, равнение по Михрютке?
-Д а.
- А если пролетариат набалуется властью и не захочет возвращаться к
станкам?
- Его заставят вернуться.


Чудак

Девять месяцев минуло со дня пере­
ворота, и Аполлон Аполлонович временами доходил до такого отчаяния, что
плакал горькими слезами на старости лет. Единственному своему собеседни­
ку, молчаливому, мрачному, злому попу Ивану, он часто говаривал: «Пойми
ты меня, - ну, землю у меня отобрали, ну - живу я в бане, питаюсь сушеными
яблоками, - слов нет - трудно, порою - горько, что мужики добра не помнят,
но, честное слово тебе даю, Иван, - считаю это дело в Божьей воле. Иногда
даже думаю, - а, может быть, так-то мне даже лучше: умру, ничего с собой
не возьму. ... Иван, страшнее погибели своей
души - когда погибает Россия. Растаскивают, продают, ничего не уберегают,
ничего им не надо. Мы строили на наших костях, нашими муками построе­
на. Весь свет перед нами шапку снимал. Бывало, - заграницей, - станешь в
гостинице: кто вы? Русский, - и палец поднимаешь. Ведь за моей спиной -
земля, штыки, Император. Ну, бог с ними, с революционерами - не угодили,
плохо хозяйство вели, загордились, думали - по старинке лучше... И я отсту­
паюсь, мне и в бане будет хорошо, беритесь за дело сами. Но берись! Голову
держи высоко! Превознеси имя. А они что делают? Налетели из заграницы:
вали, кричат, все растаскивай. Никакой России не нужно. Отменили

Комментариев нет:

Отправить комментарий