четверг, 29 августа 2024 г.

Директива без номера 1

 

История Директивы №1  показывает как в России непредсказуемо меняется прошлое. Можно даже сказать, что беды не две, а три-дураки, дороги и архивы.

Первый вариант (назовем ее версия SU) опубликован, хотя и не полностью, во втором томе Истории Великой Отечественной войны 1961г., потом пересказан в книге Некрича  «22 июня 1941г» (1965г.) и полностью появился в мемуарах  Жукова. Также, судя по истории публикаций, оригинал долгое время не предъявлялся. (под оригиналом надо будем понимать факсимиле некоего оригинального документа. А то, что публикуется в текстах книг – текстовой расшифровкой). И наконец появился аж в двух видах. Один- рукописный черновик. Второй картинка Шифротелеграммы (условно-версия RU). Самое смешное, что текст сего исторического документа везде разный.

Начать, пожалуй, нужно с шифротелеграммы. Архивисты бестрепетно называют его подлинником, экземпляром идентичным натуральному, хотя сразу видно, что это трансляция директивы №1 из штаба ЗапОВО войскам, а не оригинал, переданный из Москвы. По сравнению с ранним вариантом эта директива короче, и, в общем, более логична. В ней отсутствует абзац про ПВО, а фраза «без подъема приписного состава» отнесена к приведению войск в боевую готовность. Отсутствуют также слова «войска держать замаскированно и рассредоточено».

Также обращает внимание различия в нумерации пунктов приказа. В Версии su 5 пунктов (а,б,в,г,д.)

В версии  ru всего 3 (а,б,в.), а фраза «Никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить»- вне нумерации.

Самое прискорбное для сторонников теории заговора генералов – отсутствие запятой во фразе «войскам … быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар». На основании этой запятой нагромождались целые теории, о том, что войска, якобы ранее приводились в боевую готовность и должны продолжать пребывать в этом состоянии. Вариант без запятой воспринимается иначе: чтобы отразить в будущем времени нападение надо быть к этому моменту в боевой готовности, и далее в директивной части этот приказ отдается. Все гораздо логичнее и проще.

Самое смешное, однако, что новый документ явно не может считаться подлинником и оригиналом. В нем допущена явная ошибка. В п. 1 перечислены пять военных округов, а в п. 2 в знаменитой фразе – только четыре, пропущен именно ЗапОВО. Вообще такая ошибка в такой ситуации тянет на расстрельную статью, но, возможно, она допущена именно в штабе ЗапОВО. А из Москвы пришла с упоминанием пяти округов.

Это косвенно подтверждается черновиком. Его текст ближе к первому варианту, но ЗапОВО в нем упоминается.

Возникает подозрение, что была и директива без номера и Директива номер 1, причем первая, возможно, никуда не пошла и скомпилирована по черновику. Но по какому-то недоразумению она была заявлена как основная.

Текст черновика заставляет думать, что именно он был использован для реконструкции первого варианта (SU), но «беловик» в итоге имел другой вид. Об этом говорит явно нелепая фраза «противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава». В черновике она написана на отдельном листке, карандашом, а не чернилами, и по смыслу противоречит остальному, т.к. почему ПВО надо приводить в боеготовность как-то отдельно, хотя далее сказано ВСЕ части привести. Подъем личного состава – это мобилизация, а именно ее открытого проведения всячески пытались избежать, вплоть до того, что мобилизацию объявили на второй день войны. Поэтому это уточнение уместно именно в связи с приказанием привести войска в боевую готовность. Нумерация абзаца отсутствует. Складывается впечатление, что этот листок вообще подкололся откуда-то из другого дела, но был использован при компиляции текста.

Также логично исчезновение фразы про маскировку и рассредоточение. Дело в том, что раз возможность боевых действий не исключается, то войска, наоборот, должны быть сосредоточены, ибо это основа военного дела, сосредоточение нужно не только для наступления, но и для обороны тоже. А что бывает, когда сосредоточенная армия сталкивается с рассредоточенной как раз наглядно показали события 22 июня.

Также странно, что в одном месте для именования округов использованы аббревиатуры, а в другом текст. Причем в черновике написание их названий неправильное – Киевский, Западный и Прибалтийский округа особые, а названы просто военными. и в текстовых расшифровках так и повторено. А в варианте RU- и во втором пункте- аббревиатуры, и это логично, т.к. шифровальщикам меньше работы и названия правильные. Как ни странно, даже в текстовых расшифровках нового варианта это иногда сохранено, хотя прямо противоречит прилагаемой картинке.

На самом деле текстовая расшифровка версии ru была опубликована в СБД №35 1958г. Она в точности совпадает с оригинальной копией, кроме опять же наименований округов -= в этой редакции они все текстом, но правильно.  ЗапОВО присутствует, ничего не зачеркнуто. Тогда СБД был секретным. В открытом доступе текстовая расшифровка этого документа появилась в №5 ВИЖ за 1989г. В нем названия округов в первом пункте аббревиатурой, во втором текстом, причем неправильно, как и в черновике, но ЗапОВО упоминается в обоих пунктах. В СБД документ назван витиевато: «Директива командующего войсками Западного Особого военного округа от 22 июня 1941 г. с объявлением приказа Народного комиссара обороны о возможности внезапного нападения немцев в течение 22-23 июня 1941г.». В ВиЖ он прямо назван: «Приказ народного комиссара обороны СССР №1».

Если заниматься интерпретациями, то следует обратить внимание еще вот на что. В любом приказе или распоряжении, что по Генштабу, что по ООО «Ромашка», обязательно требуется указание сроков выполнения распоряжения начальника. Если рассмотреть директиву в любых вариантах под этим углом, то видно, что сроки занятия огневых точек и рассредоточения авиации указаны («в течение ночи на 22.6.41 г», «перед рассветом 22.6.41 г.»), а вот срок приведения частей в боевую готовность, включая и ПВО в варианте SU – нет. Это явная ошибка составителей документа. Здесь уместно употребить слово «немедленно», которое во время войны любили пихать во все приказы.

Более того, следующая далее фраза «Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов» явно ориентирует на то, что с выполнением данного пункта можно не торопиться. Ведь сим не приказывается применить затемнение, а только подготовить, причем срок явно не до рассвета 22 июня, т.к. с наступлением светлого времени суток затемнять что-то бессмысленно.

По содержанию надо отметить, что, транслируя директиву в армии, ВС ЗапОВО допустил явное искажение ее смысла. Из Москвы приказано все части привести в боевую готовность, а состав 3,4,10 армий не исчерпывает всего состава округа. Однако доводилась ли отдельно директива до частей окружного подчинения, например, штаба 13А- или ВВС непонятно. Скорее нет.


Вот полный текст директивы вариант SU:

«Военным советам ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдОВО.

1. В течении 22 -23 июня 1941 года возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, Приб. ОВО, Зап. ОВО, КОВО, Од. ОВО. Нападение может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск – не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.

Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.

Приказываю:

а) в течении ночи на 22 июня 1941 года скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;

б) перед рассветом 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;

в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскировано;

г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;

д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить».


Вот черновик этой Директивы (в скобки взяты вычеркнутые фрагменты):

Военным советам ЛВО, ПриБОВО, ЗапОВО, КОВО, ОДВО.

Копия Народному комиссару Военно-морского флота.

В течение  в ночь на 22.6.41 23.6.41 возможно внезапное нападение немцев на участках фронтах

ЛВО, ПриБОВО, ЗапОВО, КОВО, ОДВО, ЛВО

Нападение немцев может начаться  с провокационных действий, особенно со стороны Румынии

2.Сегодня 22.6.41 на рассвете рассредоточить

2./ Задача наших войск не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.

Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности встретить возможный внезапный удар немцев, или их союзников/.


«Приказываю:

а) В течении ночи на 22.6.41 г. скрытно занять (укрепленн) огневые точки укрепленных районов (и полевые сооружения) на государственной границе.

б) Перед рассветом 22.6.41 рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, и тщательно ее замаскировать.

в) Все части (расположенные в лагерях) привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскированно (и зарывшись в землю).

(г) В случае каких-либо провокаций со стороны немцев, или их союзников ни на какие провокации не поддаваться, приняв все меры к немедленному урегулированию недоразумений мирным путем.

г) (Эвакуац) Никаких других мероприятий без особого разрешения не проводить.»

Противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов.

ЦА МО РФ. Ф. 5. Оп. 27. Д. 3. Л. 257-259об.

https://nakanune.rusarchives.ru/ru/direktiva-narkomata-oborony-sssr-no-1-o-privedenii-voysk-v-boevuyu-gotovnost-v-svyazi-s



Версия RU

Директива № 1 военным советам Прибалтийского, Западного, Киевского Особых, Ленинградского и Одесского военных округов

Копия Народному комиссару Военно-Морского Флота

21 июня 1941 г.

1. В течение 22-23.6.41 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОДВО.

Нападение немцев может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.

Одновременно войскам ЛВО, ПрибОВО, КОВО и ОДВО быть в полной боевой готовности встретить внезапный  удар немцев или их союзников.


3. Приказываю:

а) в течение ночи на 22.6.41 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;

б) перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;

в) все части привести в боевую готовность, без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов.



Никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.


Тимошенко


Жуков

ЦАМО. Ф. 208. On. 2513. Д. 71. Л. 69

В СБД вариант по адресу ф.208, оп.2454сс, д.26, л.69