четверг, 16 июля 2020 г.

В.Жданов Что такое человек с точки зрения человека

Владимир Степанович Жданов
Что такое человек с точки зрения человека
К вопросу о возможности построения целостной системы концепции в науках о человеке 

.
 Человек как биосоциальный вид уникален по целому ряду структурно-функциональных показателей, адаптационных возможностей и т. д. Для подкрепления последующих построений здесь будут приведены лишь некоторые позиции:
– человек потребляет (на единицу массы) энергии в 4,5 раза больше, чем млекопитающие, а тратит на возобновление массы в 7 раз меньше. 95% энергии человека расходуется на рабочие реакции и теплообмен, треть этого количества идет на обеспечение работы мозга;
– за период становления человека мозг увеличился в 3 раза по сравнению с мозгом понгид, у которых филогенетически новые поля составляют 12% от площади всей коры мозга, у человека – 31%;
– мозг всех животных и мозг человека – морфологически симметричен. Но если у животных мозг симметричен и функционально, то у человека правое и левое полушария мозга имеют разные функции и управляют разными видами деятельности. Этот феномен возник филогенетически под воздействием трудовой деятельности человека;
– трудовая деятельность обусловила то, что человек в отличие от других животных издает звуки в основном на выдохе, а не на вдохе;
– мозг человека обладает многообразием форм и калибров нейронов, причем наибольшая вариабельность форм нейронов свойственна филогенетически более новым областям мозга. В центрах новой коры, благодаря разнообразию и богатству нейронов, возникает новый тип «организации связей» между нервными клетками;
– социально-исторические аспекты эволюции человека обусловили постепенное увеличение сроков эмбриогенеза и детства по сравнению с гоминидами и приматами;
– агрессивность человека (ее генезис, характер и многообразное влияние на практически все стороны существования) является феноменом особого рода, не имеющим как аналогов в жизнедеятельности других видов живого, так и пока адекватного научного объяснения;
– исключительная психофизиологическая пластичность и адаптационные возможности человека как биологического вида подтверждаются фактами выживания человека от младенчества до возраста 14 – 17 лет в популяциях других биовидов: волков, медведей, антилоп и др.;
– об уникальных компенсаторно-приспособительных возможностях психики и интеллекта человека как биосоциального вида говорят примеры воспитания слепоглухонемых от рождения детей в социально полноценных людей.


Влияние геофакторов на многие стороны жизнедеятельности даже современного человека признается большинством исследователей. Естественно, что оно было определяющим в начальный период антропогенеза и постепенно ослабевало с ростом преобразующей среду деятельности человека.

Действие постулируемого тезиса можно проследить на недавно открытом явлении гомеостаза популяции, предохраняющего в оптимальных естественных условиях популяцию от влияния отбора. Благодаря гибкости каждой особи, до какого-то рубежа адаптации численность популяции поддерживается на постоянном уровне. А если этот рубеж все-таки преодолен, окружающая среда столь неблагоприятна, что начинается гибель особей, то даже при массовом их вымирании генетическая структура популяции остается без существенных изменений, т. к. выживут особи, несущие наибольший разброс параметров генокода, представители разных семей и т. п.
Проявления гомеостаза популяции разнообразны:
– консервирование (прекращение) метаморфоза головастиков в водоемах, перенаселенных головастиками;
перевоплощение растительноядных головастиков американских лопатоногов (аналогов европейских жаб) в «каннибалов», поедающих своих сородичей в перенаселенных водоемах;
– снижение темпов старения (продление периода деторождения) или увеличение относительного числа самок в неблагоприятные периоды для популяций многих видов живого;
– уменьшение плодовитости, вплоть до рассасывания эмбрионов у некоторых видов мышей, при уплотненном содержании в клетках;
– акты спонтанных массовых «самоубийств» (у отдельных видов живого) в периоды, следующие за благоприятными условиями обитания ср. лемминги (постоянно), белки, киты, саранча и другие;
– неспособность молодых горилл к копуляции, если они не видели этого акта ранее (в своей популяции).


«Примирительной» можно считать хорошо известную в генетике концепцию о том, что чем далее находится живой организм от физиологического оптимума, тем больше частота мутаций, приводящая к появлению новых, иногда более приспособленных форм. Иначе говоря, чем меньше приспособленность организма в данных условиях окружающей среды, тем более активно работает мутагенная репарация и больше появляется мутаций.



Определение: уставки – определенные (имеющие конкретную эволюционную или др. «ценность») имманентные ограничители-регуляты тех или иных процессов жизнедеятельности, периодически или постоянно корректирующие, или косвенно влияющие на их развитие (в т. ч. при необходимости и за пределы нормы). Конкретная уставка имеет, как правило, сходную направленность для большинства видов живого, но различную величину (т. е. степень отклонения от средних значений в соответствии с действием мутаций и др. факторов) и другие особенности для каждого вида и каждой особи.
Носители уставок – материальные системы, особым образом содержащие в себе информацию (уставку законов природы) как программу действий, реакций и т. п., зачастую являются как бы регулирующим или релаксационными механизмами действий, реакций и т. п. более высокого структурного образования материальной системы.
Ряд уставок, определяющих жизненно важные процессы, носит доминантный характер. Доминантные уставки при определенных условиях могут ограничивать, прерывать действие других уставок (своеобразное «право вето») или присовокуплять направленность их действия к своему, усиливая его.
Сквозной гипердоминантной уставкой для каждой особи является уставка на продление жизни, состоящая из многих входящих

Так, солевой состав крови у большинства видов живого схож по солености с водой морей тех пра-времен, когда появились и доказали свою прогрессивную функциональную роль системы кровообращения. Это же можно сказать о газовом составе, постоянно находящемся в легких воздушном «остатке» и ряде других «законсервированных» удачно найденных в свое время констант.


Неизменность законов эволюции жизни невозможна, т. к.:
– в противном случае уже в О-точке развития жизни (т. е.) в момент ее возникновения) была бы предопределена вся цепь эволюции жизни, включая ее само исчезновение (ср. апорию-а);
– в противном случае можно было бы говорить о конечной цели эволюции живого (ср. апорию-


Для любой особи принципиально важно отрабатывать полностью положенный на данном этапе развития «урок», в противном случае срабаты-вают элиминирующие функции механизмов естественного отбора и 
др.
Удивительно сходство проявлений онтогенеза для всех видов жизни в период гомеорезиса. Основная их направленность – на ускоренное накопление информации, усвоение и закрепление ее в виде стереотипов поведения, рефлексов и т. п. Основная форма воплощения данной направленности – игра, т. е. имитация различных жизненных ситуаций, бесчисленное число вариаций перемещений в пространстве для согласования работы мышечного аппарата, индикации рецепторов (датчиков) различных органов чувств и т. д.
Как известно, гомеорезис, т. е. развертывание программы генотипа, происходит в некоторых жестких пределах, по «определенным» динамическим законам, канализированным уставками законов природы.
Термин «канализирование» подчеркивает жесткость уставок, детерминированную неизбежность данного пути развития, несмотря на нарушения и временные заторы, вызываемые внешними условиями и генотипической средой. Об этом говорит, в частности, известный «эффект положения» – разные проявления гена в зависимости от его положения в хромосомах, точно также судьба какой-либо части зародыша зависит не столько от ее собственных свойств, сколько от положения в целом зародыша. На достаточно ранних стадиях эмбрионального развития части зародыша можно хирургическим путем менять местами без видимых последствий для взрослой особи.
Имеются примеры воздействия уставок на процессы, происходящие даже не на клеточном, а на молекулярном уровне, так гомогенат тканей головастиков (кашица из их клеток), помещенный в воду с продуктами обмена веществ – метаболитами других головастиков, либо ускоряет, либо замедляет свой «пульс» – дыхание в зависимости от популяционных процессов, происходивших с «донорами» метаболитов, т. е. было ли их в популяции больше или меньше нормы гомеостаза популяции в данных условиях среды.
Интересными проявлениями онтогенеза у человека (приматов) являются (в переходный к детородному период) эффект Тарханова, периоды повышенной спонтанной эйфористичности (так называемое «цветение девушек»), парадокс Мечникова и др. Являясь подтверждением данного постулата, большой гносеологический потенциал несет в себе недавно открытое явление сплайсинга и многозначности последовательности ДНК.


Не исключено, что в психической деятельности человека (приматов и ряда др. форм жизни) используются не самые совершенные операции и процессы передачи и переработки информации, что это не последний этап отбора наиболее насыщенных информацией процессов и что возможности совершенствования, эволюции живых систем (в масштабе Вселенной) в информационном плане не исчерпаны.

Для эволюции живой материи важны все отдельные явления жизни в своем индивидуальном проявлении, в независимости от того, какова вероятность их появления. Усредненные характеристики здесь не имеют значения.
Принцип повторяемости эксперимента неприменим (в строгом виде) к биологическим (психическим) процессам.


Эмпирическим подтверждением служит большой разброс уровня спортивных достижений (от 0 до личного рекорда) в попытках, предпринимаемых с периодичностью 5-50 мин у одного и того же не слишком тренированного спортсмена (штангиста, метателя, прыгуна и т. п.) в зависимости от степени его психосоматического настроя на результат.

Весь комплекс наук о человеке свидетельствует: в основе человеческого поведения, регулируемого психикой, важнейшим проявлением которой является мышление, лежат потребности. Последние всегда либо социально окрашены (таковы биологические потребности), либо имеют социальную природу – порождены бытием человека в обществе. Потребности прямо или косвенно формируют направленность интересов личности, текущие цели, задачи человеческого поведения. Возникающая так мотивационная структура, в которой находит свое выражение устремленность реальных интересов личности (и групп личностей, коллективов) опирается на накопленные знания и навыки и, в свою очередь, определяет динамику практико-познавательного процесса.
Именно эта структура, – в разной мере доходящая до уровня сознания человека, – определяет, что личность признает безусловно существенным фактом (явлением, событием), что – потенциально существенным, а что – несущественным в данных реальных условиях общества. Именно она формирует ценностные оценки людей и социальных групп.

такие болезни, как сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт миокарда у животных в естественных условиях (т. е. при детерминации жизнедеятельности природными факторами) не возникают. Человек, который перестает подвергаться действию естественного отбора, вместе с тем освобождается и от его защитных механизмов, что вызывает рост числа генетических аномалий (почти 4 % детей рождаются с наследственными болезнями и уродствами).

слов Гегеля: «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей».

Уникальность человека как биосоциального вида просматривается еще и в том, что проявления импринтинга в биоонтогенезе почти не прослеживаются, в то время как в социоонтогенезе их ничуть не изменившиеся «следы» иногда еще детских запечатлений четко влияют на поведение людей пожилого возраста. Налицо парадоксальная ситуация, когда многолетние воздействия актуальной информации окружающей человека социальной среды не могут значительно поколебать законсервированные импринтингом нравственные соотношения, эмоциональные ценности и т. п. социальные раритеты давно минувших лет.

Таким образом, можно отметить, что эволюция давно привела ряд видов живого к своеобразным «псевдо социальным» формам жизнедеятельности. Но эти ветви развития жизни являются эволюционными тупиками, для которых социальные проявления являются не более чем особой формой биологического существования,

поведения людей их же потребностями. Как указывал Ф. Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)».

итогами экспериментов-наблюдений): игры, условно относящиеся к биоонтогенезу, поощряются ощущениями «мышечной радости» и т. п., но высшие эйфористические «баллы» детям дают игры, носящие познавательный характер, имеющие коллективистский социоонтологический аспект.

Так, в эксперименте дети гораздо спокойнее воспринимают наказание в виде ограничения лишь перемещений с одновременной возможностью наблюдать за игрой товарищей или просматривать картинки, нежели полную свободу физических упражнений одному, с ограничением общения или получения другой новой информации.

Причем в экспериментах на крысах были выявлены как стойкие отвращения к алкоголю, так и четко проявляющееся предпочтение ему перед обычной водой.

Наиболее приемлемым вариантом исследовательского подхода будет расширительное толкование высказывания академика В. А. Энгельгардта о том, что «жизнь представляет собою совокупность некоторого числа начал, из которых каждое, взятое в отдельности, недостаточно для того, чтобы обеспечить функционирование Живой системы, но при отсутствии хотя бы одного из них эта система разрушается». Особенным для внутреннего мира человека следует считать большое количество начал, каждое из которых в значительной степени автономно и своеобразно в проявлениях.

 Для оптимального выбора из «конкурирующих» потребностей с учетом необходимости и возможностей их удовлетворения эволюция отработала механизм регулятов поведения – эмоций. Современная наука солидарна с выводом Гете: познать себя можно только путем действий.
потенциальная способность интуитивного творчества (регулируемого «подсознательным») реализуется только на базе активного отношения личности к действительности в процессе целенаправленного решения стоящих перед ней познавательных и практических задач.

Так, сходство некоторых видов (сколь угодно часто вызываемого) гипнотического сна, анабиоза йогов с довольно редкими фактами летаргического сна, наряду с очевидной атавистичностью данного состояния (ср. спячку сурков и др.), говорит о своеобразном «законсервированном» в генокоде («сплайсинге ДНК») характере, этого присущего человеку состояния.

Люди, вступая в жизнь, застают мир культуры, созданный предшествующими поколениями, который детерминирует деятельность новых поколений как совокупностью готовых предметов, так и функционирующими формами сложившихся видов деятельности.
беспрестанное приращение своих знаний. Неспособность человека генетическим путем передавать накопленную информацию диалектически обеспечивает много вариантность поведения, позволяющую каждому в максимальной степени проявить присущие ему творческие потенции.

 Но если альтруизм имеет, совершенно точно фиксируемые этологией и другими науками, биологические корни и как бы репрезентирует в поведении одной особи интересы более высокого структурного уровня материи – вида (популяции), то агрессивность при рассмотрении ее в информационном аспекте некоторыми своими особенностями просматривается как явление сугубо антропогенное (зачастую эгоистичное)


в социальных условиях, обеспечивающих почти автоматическое (по прежним меркам) удовлетворение большинства потребностей человека, наблюдаются значительные искажения в канализированном ходе онтогенеза (его и био– и социо– составляющих).



Вследствие стрессов гиподинамии и т. п. факторов появились, еще вчера не допускавшиеся теорией, детские... ишемическая болезнь сердца и онкозаболевания. Отсутствие «шипов жизни» привело к еще вчера практически невозможному инфантилизму до пенсии и стремлению с детства к «стрижке купонов» – сначала с родителей, потом с общества.



Помимо встречавшегося и ранее построения в собственном сознании воздушных замков, появились попытки «проживать» в них, полностью отгородившись от проблем общества...



Безусловно, наличие момента детерминации в таких, казалось бы, сугубо социальных проявлениях, как стремление отдельных людей к лидерству, формальному и неформальному. Но если, согласно мнению антропологов, в общественных формациях первобытных людей лидерами признавались наиболее умелые охотники, опытные старейшины и т. п. (в отличие от иерархии по принципу силы в стадах предгоминид), то в современных условиях наблюдается стремление к лидерству индивидов, не обладающих какими-либо заметными достоинствами, а исходя из самых разных обстоятельств, в т. ч. и таких смехотворных, как усвоенные с детства установки: я – самый сильный, умный и т. д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий